Устройство заземления автоцистерн: для чего, виды

В процессе наполнения цистерны топливом всегда существует вероятность возникновения пожароопасных ситуаций, способных привести к серьезным негативным последствиям. Все дело в том, что неизменно сохраняется шанс образования искры, обусловленной появлением статических электрических токов. Уточним: физическое явление, о котором идёт речь, проявляется в результате трения различных веществ, различающихся в структурном плане (на уровне молекул и атомов).

Едва ли стоит говорить о том, сколь плачевным может быть исход в случае с возгоранием. Чтобы свести к нулю вероятность подобных происшествий и были созданы специальные устройства, предназначение которых — заземлять автоцистерны. Их строгая техническая аббревиатура — УЗА. Более точную и конкретную информацию о требованиях в сфере эксплуатации цистерн можно посмотреть в соответствующих нормативных документах: все нюансы четко обозначены в семьдесят первом пункте НБП 111-98.

Общее описание

Устройство заземления автоцистерн — оборудование, позволяющее избежать появления искр при использовании пожароопасных веществ. Основная функция — контролировать сопротивление для отвода статических токов.

Стоит отметить определенную «группу риска» — места с пониженным уровнем влажности. В таких помещениях воздушные массы характеризуются отличными показателями проводимости электричества, ввиду чего токи могут спокойно «течь» через них. В случае с влажной средой вероятность появления искры, обусловленной электростатическим зарядом, сравнительно невелика.

Если же уровень влажности перешел за отметку в восемьдесят пять процентов, шанс возникновения проблем практически сходит на ноль. Однако говорить о подобных условиях можно преимущественно теоретически: встречаются они крайне редко.

Для предотвращения серьезных аварий, обусловленных появлением искр, на всех автомобильных заправках монтируют устройства заземления. В общий контур встраивают заземляющий прибор. Однако не стоит забывать о том, что УЗА — лишь элемент общей системы, но никак не замена обычной цепи заземления.

Можно выделить основные функции приборов, ориентированных на заземление автоцистерн; среди них:

  • Контроль целостности проводника, обеспечивающего заземление.
  • Контроль показателей сопротивляемости на поверхностях контакта.
  • Уведомление сотрудников о получении проводником урона и высоком уровне сопротивления. В случае аварийной ситуации работники будут оповещены посредством звука и света.
  • Автоматическое выключение насосного оборудования в случае серьёзной аварии.

Конструктивные особенности

Обо всех конструктивных особеннсотях заземления автоцистерн рассказали сотрудники "СпецТрансАвто". Прибор предполагает наличие блока с индикатором и двухжильным кабелем заземления. Оборудование, ориентированное на получение электроэнергии от внешних источников, также предполагает наличие в комплекте питательного блока, в который была встроена схема реле. Техника неизменно изготавливается в исполнении, предполагающем защиту от взрывов.

Индикатор включает в себя световой диод красного оттенка, имеющий 180-градусный угол обзора; также в него встроен контролирующий работу микрочип. Последний отделён от внешней среды за счёт специальной компаундной заливки. Многие современные модели также предполагают возможность звукового уведомления.

Заземляющий кабель неизменно включается в комплект поставки с парой одинаковых зажимов пружинного типа. Последние обеспечивают надежную фиксацию конструкции при монтаже на стальных участках цистерн. Толщина поверхностей контакта на цистернах лежит в диапазоне от трёх до тридцати миллиметров, в то время как длина заземляющего кабеля может составлять от шести до сотни метров (зависит от конкретной модели).

Модели различаются в плане аппаратного обеспечения, климатического исполнения, некоторых структурных особенностей и внешнего вида.

Принцип работы

Подавляющее большинство приборов заземления автоцистерн не отличаются особо замысловатым принципом работы. Устройство обычно подключают к емкости с использованием специального проводника, размещаемого на прицепе подъехавшего автомобиля. При старте техника сообщает сотруднику, есть ли в цепи сопротивление.

Тип электрического питания

Основная дифференциация устройств заземления производится по принципу их питания. Можно выделить три вида подобных приборов:

  • Автономное питание. Устройства подразумевают наличие встроенной батарейки. Данные УЗА используются преимущественно для монтажа в автоцистерны либо для интеграции в заземляющую систему АЗС. Комплект предполагает наличие зарядного приспособления.
  • 12–24 Вольт. В отдельную категорию выделяют те устройства, которые ориентированы на работу на постоянном токе при напряжении 12-24 В. Электрическое питание подобных приборов обеспечивается бортовой сетью бензовоза. Подобные УЗА монтируют непосредственно на конструкцию цистерны. Питательный блок с выпрямителем может быть расположен на станции автозаправки.
  • 220 Вольт. Подобные устройства имеют вполне конкретную эксплуатационную ориентацию: они предполагает встраивание в систему заземления АЗС.

Особенности маркировки: несколько нюансов

Выбирать устройство заземления рекомендуется после изучения всех данных, которые можно получить исходя из маркировки. Последняя предполагает наличие следующей информации:

  • Название прибора.
  • Дата производства.
  • Класс защиты от взрывов.
  • Указание на взрывобезопасность (обычно обозначают как Ex).
  • Заводской номер.

В отдельных случаях, когда прибор отличается крайне малыми габаритами, информация может быть указана в сопроводительной документации. В ней вы неизменно можете увидеть:

  • Знак государств Таможенного Союза.
  • Сертификационный номер соответствия и названия той организации, которая его выдала.