Знаки – основа безопасности на дороге

Первые дорожные знаки в нашей стране появились в 1909 году и было их всего четыре – «Перекресток», «Поворот», «Шлагбаум» и «Канава». Польза от применения наглядной информации была очевидна и количество знаков стало увеличиваться, на сегодняшний день их уже больше трехсот. Добавление очередного знака обычно связано с ужесточением требований к правилам безопасности и экологическим нормам, характерный пример – знак «Экологический класс транспортного средства», который был принят в 2018 году.

Дорожные знаки

Производство и материалы

Сразу следует заметить, что производство дорожных знаков выполняется в соответствии с государственными стандартами, знак, нарисованный масляной краской на куске фанеры, юридической силы иметь не будет, поэтому их изготавливают на современных, технически оснащенных предприятиях.

Процесс производства начинается с создания шаблона программой компьютера, полученное визуальное изображение с параметрами, соответствующими ГОСТу, посредством специального кода отправляется в автоматический плоттер. Выполненный и вырезанный плоттером рисунок на самоклеящейся пленке с эффектом световозвращения приклеивается на основу из листовой оцинкованной стали. Все изготовленные знаки тщательно проверяются на наличие дефектов.

Светодиодные дорожные знаки изготавливают с применением не только светоотражающих элементов, но с собственными источниками света – светодиодами, работа которых контролируется электронным блоком. Этот вид знаков, как и знаки с подсветкой имеют влагозащищенный металлический корпус.

Разновидности и особенности установки знаков

Рисунки на знаках в разных странах, несмотря на общую основу, могут сильно отличаться, существуют всего две системы правил их установки – европейская и англосаксонская, первая создана на основе Венской конвенции и строго следует определенным нормам, вторая хотя и во многом заимствует европейские правила, но строгих стандартов не имеет. В нашей стране действует европейская система.

Выделяют восемь групп графических рисунков, отличающихся формой, цветом и выполняемой функцией:

  1. предписывающие,
  2. предупреждающие,
  3. запрещающие,
  4. приоритета,
  5. информационные,
  6. особых предписаний,
  7. сервиса,
  8. дополнительной информации.

Для каждой группы характерны определенная форма и цветовое решение, еще одним немаловажным фактором является типоразмер знака, он определяет категорию дороги, для которой этот знак предназначен.

Светодиодные знаки, работающие в импульсном режиме – современное и эффективное средство, обеспечивающее безопасность на сложных участках автотрасс, а также в местах проведения ремонтных работ, около пешеходных переходов и т. д. Их яркий мигающий свет привлекает внимание водителей на большом расстоянии от опасного участка, позволяя своевременно снизить скорость или подготовиться к маневру. Такие знаки могут работать от разных источников энергии – централизованных и автономных.

Вне зависимости от конструктивных особенностей знаков, их установка должна иметь обоснование, подтвержденное разрешением автоинспекции конкретной территории. Не допускается установка поврежденных знаков и наличие препятствий, закрывающих информационную вывеску. Устанавливают знаки на определенной высоте, если сбоку от дороги, то от 1,5 до 3 метров, если над дорогой, то от 5 до 6 метров.