Как проверить состояние АКБ в домашних условиях

Аккумуляторная батарея (или АКБ) — это один из основных элементов автомобиля, который требует периодической проверки и регулярного обслуживания. От исправности АКБ зависит, сможете ли вы завести двигатель, будут ли работать фары, габаритные огни и все остальные электросистемы авто.

Как проверить заряд аккумулятора автомобиля в домашних условиях

При покупке автомобиля нужно обязательно заглянуть под капот и в первую очередь осмотреть аккумулятор. Это может многое «рассказать» будущему владельцу о техническом состоянии батареи:

  1. Загрязненные контакты — как минимум, АКБ уже «несвежая», так как ее очевидно долгое время не меняли, и на контактах успела скопиться грязь и пыль.
  2. Окисление выводов — если на контактах есть посторонний налет, то это свидетельствует об утечке электролита. Окисление уменьшает площадь контакта с клеммами и может привести к перебоям в работе электросистемы авто.
  3. Трещины и сколы на корпусе — явный признак того, что с АКБ что-то не так. Аккумуляторная батарея жестко фиксируется в подкапотном пространстве и в принципе не должна иметь трещин или каких-то повреждений. Если же они присутствуют, то это может означать, что АКБ явно не новая, либо автомобиль побывал в ДТП.

Если внешне с аккумулятором все в норме, следует запустить двигатель «на холодную». Более точно показатели работы аккумулятора будут видны, если на улице холодно или автомобиль долгое время не заводился.

Если пуск двигателя прошел штатно, то с АКБ все в порядке. Если нет или после пуска фары и приборная панель горят очень тускло, то стоит задуматься о замене батареи. Для этого можно обратиться в один из интернет-магазинов.

Также стоит проверить саму АКБ. Это можно сделать несколькими способами, которые будут более подробно описаны ниже.

Как проверить состояние аккумулятора автомобиля

Как проверить состояние аккумулятора автомобиля

Есть несколько способов проверки ресурса аккумуляторной батареи:

  • Определить напряжение с помощью мультиметра (точные результаты).
  • Измерить данные нагрузочной вилкой.
  • Установить точный уровень электролита.

Все эти манипуляции, кроме последней, можно проводить с любой батареей. Уровень электролита можно проверить только в обслуживаемых АКБ.

Проверка мультиметром

Здесь все просто — берем обычный мультиметр и проверяем напряжение на контактах. Для этого красный щуп прикладываем к плюсу, а черный к минусу. Если АКБ исправна и заряжена, мультиметр покажет напряжение в диапазоне 12,6–12,7 В. Это нормальные показатели, если двигатель в автомобиле не запущен.

Если мультиметр покажет значение от 12,5 В и ниже, то аккумулятор находится в разряженном состоянии. При вольтаже 11,9 и ниже АКБ нужно как можно быстрее зарядить, так как в ней происходит процесс сульфатации, который выведет батарею из строя за короткий срок.

Использование нагрузочной вилки для проверки

Действия при проверке аналогичны проверке мультиметром — красный контакт на «плюс», черный на «минус». Вилка создает небольшое короткое замыкание на 1–2 секунды. При этом АКБ немного просаживается и разряжается. Если напряжение составляет 9 В или меньше, то аккумулятор явно неисправен, или вы некорректно провели тест.

Есть нюансы, которые стоит учитывать при проверке:

  • В мороз показатели могут отличаться и быть некорректными.
  • Проверять следует только заряженные батареи при заглушенном двигателе.
  • Есть разные нагрузочные вилки в зависимости от емкости аккумулятора.

Например, проверять нельзя нагрузочной вилкой для грузовиков батареи на легковом автотранспорте — она может просадить их в ноль.

С учетом всех перечисленных нюансов данный способ постепенно утрачивает актуальность. Поэтому сегодня используются специализированные тестеры. Они работают по схожему принципу, но при этом очень удобны и универсальны.

Использование тестера тока холодной прокрутки для проверки

Оптимальным способом проверки аккумулятора считается использование тестера тока холодной прокрутки. Это специальное устройство, которое измеряет внутреннее сопротивление на пластинах АКБ и на основе полученных данных выдает информацию об остаточном ресурсе батареи, а также показывает значение пускового тока. Чем оно выше, тем больше вероятность запуска двигателя зимой «на холодную».

Этот метод обладает преимуществами:

  1. Проверять можно даже разряженные батареи.
  2. Прибор может снимать поверхностный заряд.
  3. Нет разряда аккумулятора при проверке.
  4. Нет риска короткого замыкания.
  5. Быстро — проверка занимает пару минут.

Принцип тестирования не отличается от предыдущих — прибор подключается к контактам, затем пользователь выбирает базовое значение пускового тока (указано на корпусе) и сравнивает с показаниями прибора. Чем выше расхождения, тем меньший ресурс у аккумулятора.

Как проверить АКБ разрядным устройством?

Этот способ используется только в сервисных центрах, так как требует наличия сложного оборудования, однако он снимает неточности в определении технических характеристик работы АКБ.

Нагрузочное устройство производит полный разряд батареи. Измерив время, можно посчитать емкость в, А*ч и сравнить ее с заявленной производителем. Соответственно, если емкость у аккумуляторной батареи уже невысокая, то и ток холодной прокрутки будет выдавать небольшие значения.

Подводя итог

Проверить аккумуляторную батарею дома несложно, главное знать, как это сделать правильно.

Доступным способом является проверка при помощи мультиметра, однако если вы регулярно сталкиваетесь с необходимостью проверки автомобильной АКБ (например, на сервисе), то определенно имеет смысл приобрести тестер тока холодной прокрутки. В продаже есть разные типы устройств, и каждое имеет свои преимущества.

Но лучше всего при покупке нового автомобиля с рук произвести замену аккумулятора.