С июня 2022 года в России начнут производить собственные коленчатые валы для автопрома по французской технологии

Новое предприятие, производящее до миллиона коленчатых валов в год, начнет свою работу в Московской области летом 2022 года. Основой нового производства станет горячештамповочный пресс, изготовленный российским предприятием, и французские технологии.

Изготовление коленчатых валов

В последнее время СМИ обещают скорое упрощении условий для автопрома в России – Минпромторг намерен снизить планку по локализации производства, поскольку заветных 7 тысяч баллов, как говорят эксперты, достичь оказалось практически невозможно.

Однако, о полной отмене балльной системы и требований к локализации производства в автомобилестроительной отрасли речь не идет.

До 120 баллов предприятие, производящее автомобили, может получить за установку коленчатого вала отечественного производства: 95 за обработку коленвалов и использование их заготовок, еще 25 - за установку коленвалов и шатунно-поршневой группы и проведение контрольных испытаний.

Однако, практически все предприятия автопрома, выпускающие легковые автомобили на территории Российской Федерации, используют импортные коленвалы, которые ввозят из Кореи и Франции.

Во Франции эту продукцию выпускает одна из крупнейших компаний в этой области - «Forges de Courcelles». Но делает это на кузнечных прессах воронежского машиностроительного завода «Тяжмехпресс» (ТМП).

С появлением программы импортозамещения собственникам ТМП стало очевидно, что разумно и выгодно будет разместить производство коленвалов для нужд российских заводов непосредственно в России. Спустя два года переговоров и оформления документов было зарегистрировано дочернее предприятие ТМП, 45% в котором принадлежит «Forges de Courcelles» - «Форж де Курсель воронежский кузнечный завод».

Управляющим учредителем нового предприятия стал Лев Гниденко (Lev Gnidenko).

«Честно говоря, это просто стыдно – имея собственное необходимое оборудование и высококачественную легированную сталь закупать эти комплектующие за рубежом, - признается Лев Гниденко. – Но мы были заинтересованы именно в той технологии, которой владеет Forges de Courcelles. Она дает максимально прочные, надежные, но при этом довольно легкие кованые стальные коленвалы – именно то, что востребовано и автопроизводителем, и конечным потребителем. «Forges de Courcelles» вошел в предприятие своей технологией. Чтобы было понятно, как это выглядит: металл разогревается и с помощью нескольких мощнейших ударов пресса превращается в заготовку будущего коленвала, - рассказывает Гниденко. – Это шумное производство, работать на нем человеку тяжело. Поэтому мы наш цех делаем практически безлюдным – все операции будут обслуживать промышленные роботы немецкой компании KUKA Roboter»

Проект изначально создавался под вполне реального потребителя – «АвтоВАЗ», которые до сих пор закупал коленвалы во Франции. «АвтоВАЗ» готов обеспечить новому предприятию контракт на производство не менее 250 тысяч коленвалов в год.

Исходя из сроков, намеченных «АвтоВАЗом», планировалось создание производственной площадки в Воронежской области, где цех должен был строиться с нуля. Однако, уже в процессе подготовки строительства удалось достичь договоренности с еще одним заказчиком - российским заводом Hyundai. Их минимальная потребность в коленвалах оценивается в 110 тысяч штук в год.

«У Hyundai оказались более сжатые сроки, - рассказывает Лев Гниденко. – Поэтому, стало понятно, что запускаться придется раньше, и строиться с нуля не получится. В результате другое наше предприятие сдало новому заводу на льготных условиях пустующий цех в подмосковной Электростали – там мы и разворачиваем производство.

Цех в Электростали готовится к запуску. В ближайшее время из Воронежа должен прибыть изготовленный по заказу завода кузнечный пресс стоимостью в 350 миллионов рублей, и начнется монтаж оборудования. Завершить его планируется к началу лета: в июне с конвейера должна сойти первая изготовленная деталь. А до конца года планируется изготовить не менее 80 тысяч коленвалов.