Основные требования при перевозке опасных грузов из Европы

При поддержке специалистов по перевозке опасных грузов из Европы

Примерно половина грузоперевозок из Европы приходится на опасные грузы. Речь идет о большой группе товаров, выпускаемых предприятиями самых разных отраслей промышленности — химической и нефтехимической, фармацевтической и добывающей, пищевой и многих других. Их транспортировка предусматривает выполнение ряда обязательных требований, что необходимых для обеспечения безопасности перевозки.

В числе главных — сотрудничество со специализированными логистическими компаниями, способными гарантировать доскональное соблюдение действующего в России и странах Европы законодательства.

Что такое опасный груз?

Под опасными грузами понимаются вещества и товары, потенциально опасные для жизни человека или способные нанести вред окружающей среде, зданиям, сооружениям и любым другим объектам. В качестве типичных примеров можно назвать горюче-смазочные материалы, краски, минеральные удобрения, аэрозоли, медицинские препараты, аккумуляторы и литиевые батарейки.

Актуальность рассматриваемого термина подтверждается тем, что в перечень опасных грузов, ведением которого занимается ООН, включено более 3,5 тысячи наименований.

Потенциальные риски, возникающие при перевозке опасных грузов, минимизируются или полностью исключаются посредством выполнение дополнительных требований в части обеспечения безопасности. Они касаются нескольких аспектов транспортировки — квалификации персонала, оснащения транспортных средств и оформления сопутствующих документов. Перечень требований определяется в зависимости от уровня опасности груза, который регламентируется международными законодательными актами.

Классы опасных грузов

Базовым нормативным актом, которые определяет правила транспортировки опасных грузов, выступает ДОПОГ (другая часто используемая аббревиатура — ADR). Россия присоединилась к Европейскому соглашению о международных перевозках этой категории товаров в 1994 году. Более того, с 2017 года положения документа распространяются и на внутрироссийскую транспортировку опасных грузов.

Дополняют положения ДОПОГ несколько международных нормативных актов, регламентирующих правила перевозки разными видами транспорта:

  • морского — IMDG;
  • воздушного — ICAO-TI;
  • железнодорожного — RID.

Перечисленные выше документы разделяют опасные грузы на 9 классов. В их числе:

  1. Вещества и изделия взрывчатого или пиротехнического характера. Другие материалы, которые применяются для проведения взрывных работ или формирования эффектов пиротехники. Дополнительно подразделяются на 6 подклассов.
  2. Газы в разных проявлениях — от сжатого или сжиженного до адсорбированного и аэрозолей. Делятся на три подкласса — легковоспламеняющиеся, токсичные и невоспламеняющиеся нетоксичные.
  3. Легковоспламеняющиеся жидкости. Подразделяются на три класса в зависимости от характера возгорания. Примеры: спирт, дизельное топливо, ацетон, лакокрасочные материалы.
  4. К этому классу относятся три категории веществ — легковоспламеняющиеся твердые, способные к самовозгоранию и воспламеняющиеся при контакте с водой. Примеры: порошок алюминия, пирофорные вещества, рыбная мука, цинковая пыль, цезий.
  5. Окисляющие вещества (подкласс 5.1) и органические пероксиды (подкласс 5.2). К числу первых относятся: эмульсия нитраты аммония и смесь перекиси водорода и надуксусной кислоты. Примерами вторых являются: кислоты, амины, соединения тяжелых металлов.
  6. Токсичные (подкласс 6.1) и инфекционные (подкласс 6.2) вещества. Первый подкласс включает мышьяк, никотин, жидкие соединения ртути и т. д. Второй — клинические отходы и инфекционные вещества, которые потенциально опасны или для людей, или для животных, а также биологические препараты.
  7. Радиоактивные вещества и материалы. Отнесение к опасным происходит в зависимости от наличия радионуклидов.
  8. Коррозионные вещества. Обладают химической активностью, вызывающей разрушение или тканей организма человека, или других товаров, а также транспортных средств, используемых для перевозки. Примеры: бром, муравьиная кислота, едкие щелочи.
  9. Прочие товары, которые классифицированы в качестве опасных. Включают длинный перечень с большим количеством наименований, не вошедших в первые 8 классов, перевозка которых сопряжена с серьезными рисками. Например, касторовая мука, сухой лед, литий-ионные батарейки и другие.

Важной особенностью классификации выступает присутствие практически в каждом классе веществ, транспортировка которых не допускается. Например, нельзя перевозить смесь гипохлорита и соли аммония, трет-бутилгипохлорит и т. д. Поэтому внимательное изучение классификации опасных грузов, приведенной в ДОПОГ, выступает первым и обязательным требованием к их транспортировке.

Кто имеет право на перевозку опасных грузов?

Транспортировкой опасных грузов занимаются специализированные логистические компании, которые выполнили ряд обязательных требований. К числу последних относятся:

  1. Оформление комплекта разрешительной документации, включая таможенную.
  2. Обучение персонала: водителя и консультанта. Проводится в аккредитованных Росавтотранснадзором образовательных учреждениях. Успешно прошедшим подготовки выдаются свидетельства ДОПОГ установленного государством образца. Срок действия документа — 5 лет. К обучению допускаются работники, имеющие необходимый стаж практической работы.

  1. Специальная маркировка. Предусматривает размещение на упаковке и транспортном средстве значка, обозначающего класс или подкласс опасности.
  2. Специальное оснащение транспортного средства, которое зависит от степени опасности перевозимого груза.

Каждое из перечисленных условий требует выполнение комплекса мероприятий, перечень которых определяется с учетом нескольких факторов. Главные из них — это класс опасности груза и вид транспорта, используемого для перевозки.

Что нужно знать о перевозке опасных грузов?

Важным условием транспортировки опасных товаров становится оформление комплекта разрешительных и сопроводительных документов. В его состав входят:

  • специальное разрешение на автоперевозку груза повышенной опасности;
  • два свидетельства — о допуске ТС и о подготовке водителя к подобным транспортным услугам;
  • должностные инструкции водителя и сопровождающего лица, включающие правила перевозки;
  • путевой лист с указанием характеристик и класса опасности товара;
  • ТТН (товарно-транспортная накладная);
  • паспорт безопасности перевозимого груза;
  • договор оказания транспортных услуг.

Перечень может корректироваться в зависимости от груза и способа транспортировки. Отсутствие необходимых документов оборачивается серьезными штрафными санкциями — как для перевозчика, так и для водителя.

Требования к автотранспорту для перевозки опасных грузов

Транспортировка опасных грузов из Европы предусматривает необходимость выполнить ряд требований в части оснащения автомобиля. К их числу относятся:

  • надежное закрепление электропроводки и установка в кабине водителя устройства отключения АКБ;
  • комплектование машины системой АБС;
  • дополнительная защита топливного бака герметичной крышкой;
  • дополнительная защита перевозимых товаров и топливного бака ТС от контакта с нагретыми выхлопными газами;
  • установка ограничителя скорости (для грузовиков от 3,5 тонны — не более 90 км/ч);
  • маркировка транспортного средства в соответствии с классификацией по степени опасности;

  • включение проблескового маячка;
  • оснащение экипажа средствами пожаротушения и индивидуальной защиты;

  • комплектование машины тахографом и АСН ГЛОНАСС (требование отечественного законодательства).

Обращение в серьезную логистическую организацию гарантирует беспроблемное и точное выполнение всех перечисленных требований. В этом случае организацией перевозки занимаются профессионалы, что экономит время и средства владельца груза.

Особенности международной перевозки опасных грузов

Первым и главным отличием международной перевозки от внутрироссийской выступает необходимость пересечения, как минимум, одной границы. Это имеет сразу два важных следствия. Первое заключается в необходимости соблюдение не только отечественного, но и международного законодательства. Перечень основных документов, регламентирующих международную логистику, приведен выше.

Вторым следствием выступает обязательное таможенное сопровождение груза. Именно поэтому имеет смысл выбирать для сотрудничества транспортные компании, имеющие опыт подобных перевозок. Такой подход обеспечивает своевременное и точное оформление таможенной декларации и других документов, что исключает проблемы с контролирующими и фискальными органами. Результатом становится быстрая доставка товара получателю.

Порядок выполнения транспортировки

Серьезные логистические компании имеют отработанную схему оказания услуг международной перевозки опасных грузов. Обычно взаимодействие с заказчиком происходит в таком порядке:

  1. Прием заявки на транспортировку, включая исчерпывающие характеристики груза.
  2. Расчет и согласование стоимости услуги.
  3. Обсуждение условий сотрудничества и подписание договора на грузоперевозку.
  4. Оформление комплекта разрешительной, таможенной и сопроводительной документации.
  5. Непосредственная транспортировка опасного груза из Европы в Россию.
  6. Получение товара клиентом и расчет за оказанные услуги.

Заключение

Транспортировка опасных грузов из Европы в Россию — сложное с юридической и организационной точек зрения мероприятие. Оно требует не только досконального знания международного и отечественного законодательства в этой сфере, но и серьезного опыта предоставления подобных услуг. А потому следует крайне внимательно относиться к выбору логистической компании для заключения договора на международную перевозку опасного груза.