Как санкции ЕС повлияют на производство бензина в России?

Как санкции ЕС повлияют на производство бензина в России?   28.02.2022 12:09

Запрет Евросоюза на ввоз в Россию оборудования для нефтепереработки и нефтехимии не остановит работу НПЗ, но может сказаться на сроках их модернизации, говорят эксперты. Заводам придется замещать его местной и китайской продукцией

 

Какие санкции вводятся против нефтепереработки и нефтехимии


Европейский союз с 26 февраля ввел санкции на поставки в Россию оборудования для нефтепереработки, включая агрегаты для производства ароматических углеводородов, реакторы гидрокрекинга, технологии производства водорода, установки полимеризации, термического крекинга и так далее. Тем самым ЕС хочет «сделать невозможным модернизацию российских НПЗ», говорится в сообщении Евросоюза.

Запрещаются также услуги по ремонту и обслуживанию такого европейского оборудования. Этот запрет вступает в силу 27 мая 2022 года. До этого срока разрешается ввозить указанные товары из ЕС и получать услуги по ремонту и обслуживанию по договорам, заключенным до 26 февраля.

По данным Eurostat, годовой экспорт из Евросоюза в Россию оборудования для нефтепереработки, вошедшего в список запрещенного к поставке, составляет €1,3 млрд (в среднем за последние три года). В том числе в 2021 году европейские страны поставили в Россию такой продукции на €1,34 млрд. Крупнейшие страны-поставщики — Германия (€670 млн в прошлом году) и Италия (€118 млн).

Минэнерго в апреле 2021 года заключило с нефтяными компаниями соглашения о модернизации 14 нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и строительстве новых мощностей по производству топлива, которые предполагали инвестиции на примерно 800 млрд руб. до 2027 года.
 
В соответствии с этими соглашениями нефтяники должны реконструировать и ввести 30 технологических установок вторичной переработки нефти, а также вспомогательных установок и объектов общезаводского хозяйства. Это позволит увеличить производство бензина на более 3,6 млн т в год и нарастить выпуск дизельного топлива более чем на 25 млн т в год, говорилось в сообщении ведомства. РБК направил запросы о влиянии санкций ЕС в пресс-службу Минэнерго, нефтяным компаниям «Роснефть», «Газпром нефть», ЛУКОЙЛ, владеющим НПЗ. Специализирующийся на нефтегазохимии «Сибур» отказался от комментариев.

Каковы последствия санкций для нефтепереработки


Основная часть оборудования для первичной переработки нефти (разделения сырья на фракции за счет физических процессов) — российская, говорит вице-президент Независимого топливного союза (НТС) Дмитрий Гусев. А для вторичной переработки нефти (выработки нефтепродуктов на основе химических процессов) на российских НПЗ, по его словам, используется много импортного оборудования, но оно поддается замене на российские аналоги.

В сфере нефтепереработки основную часть запрещаемого к ввозу оборудования удастся заместить на отечественном рынке или приобрести в Китае, полагает руководитель кафедры переработки нефти в РГУ нефти и газа им. Губкина Владимир Капустин. «По нефтепереработке в последние 5–10 лет удалось восстановить производство отечественного оборудования. У нас есть реакторы гидрокрекинга российского производства. Термический крекинг, как правило, на новых НПЗ не применяется. Печи, реакторы, колонны, резервуары Россия способна изготавливать на предприятиях внутри страны», — перечисляет эксперт.

Но Капустин считает критичными санкции ЕС на поставку оборудования для нефтехимии, особенно установок для полимеризации. «К сожалению, эти установки базируются в основном на импортных технологиях и оборудовании», — подчеркивает он. По его мнению, установки полимеризации по силам копировать на российских заводах, но придется действовать, как китайцы, без учета лицензий европейских производителей. Список конкретных технологий и оборудования, которое подпадет под действие новых санкций, пока до конца не ясен, отмечает собеседник РБК в одной из компаний нефтегазового сектора. Поэтому, по его словам, оценить, коснутся ли эти ограничения только нефтепереработки или зацепят смежные отрасли, еще только предстоит.


Стратег «Арикапитала» Сергей Суверов считает, что на фоне санкций против оборудования по нефтепереработке модернизация ряда НПЗ в России может быть отложена на неопределенный срок. «Заводы не остановятся, но надо рассчитывать на технологии с советских времен, приобретать оборудование в Китае. Ситуация плохая, но не критичная», — говорит аналитик.

Капустин же не видит угрозы полной остановки модернизации НПЗ. Он убежден, что заводы продолжат работать и ремонтироваться. Есть опасения по поводу возможности заместить установки по производству водорода, но и эта задача выполнима: «Роснефть» имеет отечественные патенты и разработки в этой области. Капустин видит и плюсы в введении санкций: те чиновники, которые до сих пор признавали превосходство импортного оборудования, дадут шанс отечественным технологиям и технике, говорит он.

Санкции увеличат стоимость доставки техники, прогнозирует Гусев из НТС. «Практика 2014–2015 годов показывает, что способы их [санкций] обхода хорошо наработаны, но вырастет маржинальность поставщиков. А обслуживанием такого оборудования смогут заниматься только российские подрядчики», — отмечает он.


Гусев считает, что в ответ на санкции ЕС возможен полный отказ от экспорта сырой нефти в пользу экспорта готовой продукции нефтепереработки и нефтехимии (по примеру лесной отрасли), что приведет к остановке европейской нефтепереработки. Суверов же уверен, что полной остановки экспорта нефти не случится из-за огромных убытков, которые понесут нефтяники и бюджет в этом случае. При таком сценарии страна не досчитается миллиардов долларов валютной выручки, а нефтяники нарушат контрактные обязательства, предупреждает он.

rbc.ru 
-----------------------

Подпишитесь на российские АВТОновости от АвтоСреды:
- https://zen.yandex.ru/avtosreda.ru
-
https://vk.com/club_avtosreda
-
https://www.facebook.com/avto.sreda
-
https://www.instagram.com/avtosreda.ru/
-
https://t.me/ABTOCPEDA
-
на сайте https://avtosreda.ru/

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  


Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 

 
Scroll to up