Мнение эксперта: автокредитование и авторынок Самарской области за полугодие

Мнение эксперта: автокредитование и авторынок Самарской области за полугодие 26.07.2022

Интервью информационного агентства «АвтоСреда» с руководителем по развитию автобизнеса в г. Тольятти «Открытие Авто» (банк «Открытие») Евгенией Алфимовой.

Главная положительная новость автомобильного рынка — постепенное оживление автокредитования на фоне снижения кредитных ставок и стабилизации цен на автомобили. Положительная динамика наблюдается три месяца подряд. Конечно, спрос и выдачи еще далеки от прошлогодних значений аналогичного периода, но признаки восстановления очевидны. Покупательский спрос на фоне исторического падения продаж новых автомобилей развернулся в сторону подержанных автомобилей. Рост выдачи автокредитов на автомобили с пробегом может стать основным драйвером рынка в текущих условиях.

— Как автомобильный рынок отреагировал на санкции?

— Цены выросли, продажи упали, ассортимент сократился. Июль — пятый по счету месяц с тех пор, как большинство зарубежных автоконцернов прекратили поставлять в Россию готовую продукцию и комплектующие, остановили локальные производства. В России работают четыре завода, которые вынуждены периодически останавливать производственные конвейеры из-за нехватки запчастей, а дилеры многих брендов искусственно продолжают растягивать зимние запасы машин с одной лишь целью — сохранить бизнес по продаже новых автомобилей на несколько лишних месяцев.

Российский авторитейл переживает историческое, почти пятикратное снижение объемов продаж. В I полугодии было реализовано 370 тысяч новых машин, из них три четверти, или 277 тысяч, были проданы в первые три месяца. Главное положительное событие пришлось на июнь — по сравнению с «плачевными» продажами мая текущего года, он оказался немногим более «урожайным». За первый месяц лета в России было реализовано 27,8 тысячи новых автомобилей (-82% к июню 2021 года, +14% к маю 2022-го). Тренд переломили стабилизация цен на новые и подержанные автомобили и снижение ставок по автокредитам.

— Есть ли надежда на стабилизацию цен в этом году?

— Цены уже стабилизировались по сравнению с тем, что происходило в феврале-марте. Новые машины с начала года подорожали в среднем на 20-60%, а подержанные — от 20 до 50%. Причем на вторичном рынке цены уже вернулись на уровень февраля. А по новым авто в июне только прекратилось подорожание — в топ-20 наиболее популярных марок все сохранили майские ценники. Китайские производители в мае-июне стали возвращать поддержки по trade-in и F&I-услугам, что даже снизило конечную стоимость автомобилей. А АвтоВАЗ запустил выпуск упрощенной Lada Granta. Основу продаж модели составила базовая версия Classic, которую лишили систем безопасности и удешевили до 678 тысяч рублей. В ряде салонов за такой «оптимизированной» машиной выстроилась очередь до сентября.

Если рубль и дальше останется стабильным по отношению к основным валютам, цены могут продолжить снижение. Но этот прогноз распространяется только на Lada, UAZ, корейские модели, собираемые на «Автоторе», и «китайцев» из большой «тройки». Падения цен на популярные ранее Kia Rio, Hyundai Solaris и Creta, на машины многих японских и европейских марок, а также на все премиальные бренды, в ближайшие месяцы ждать не стоит.

— Как изменился спрос на автокредиты в Самарской области в 2022 году?

— Рынок автокредитования восстанавливается: об этом говорят спрос и июньские выдачи автокредитов нашего банке в Тольятти. Общее количество полученных «Открытие Авто» в регионе заявок на финансирование покупки автотранспорта выросло на 43% в июне по сравнению с первым весенним месяцем, когда ставки на кредиты и цены на автомобили резко подскочили. Объем выданных автокредитов, в свою очередь, превысил показатели мая на 10%. Но результаты все еще не дотягивают до прошлогодних значений аналогичных периодов. В июле мы скорее всего увидим, как минимум соразмерный прирост продаж и стабильно высокий спрос на финансирование сделок в сегменте автомобилей с пробегом (АСП), который продолжит выступать драйвером восстановления рынка.

— Какие марки и модели пользуются популярностью в Самарской области при покупке в кредит в этом году?

— В топ самых популярных марок новых автомобилей, купленных в «Открытие Авто» в кредит в январе-июне 2022 года, вошли LADA, GEELY, HYUNDAI, MAZDA, TOYOTA. В топе самых популярных новых моделей в этом году: LADA Granta, GEELY Coolray, LADA Largus, MAZDA 6, TOYOTA Land Cruiser Prado.

В сегменте автомобилей с пробегом наиболее востребованы были марки LADA, KIA, TOYOTA, HYUNDAI, FORD. Что касается моделей, то чаще всего оформляли кредиты на подержанные LADA Granta, KIA Rio, LADA Xray, LADA Largus, VOLKSWAGEN Polo.

— Как меняется средний чек по автокредитам? Поделитесь прогнозом по его динамике на ближайшие месяцы?

— В июне средний чек по автокредиту в сегменте АСП в Самарской области снизился с 813 тыс. до 755 тыс. рублей. Средний чек на новые автомобили, снизившись в апреле, до сих пор, в июне остается на том же уровне 1,6 млн рублей. Для сравнения, в марте он составлял 2,5 млн рублей. Одна из основных причин — стабилизация цен на рынке. В июне цены не росли ни на большинство популярных новых моделей, ни в сегменте АСП, где цены уже вернулись к февральским. А те дилеры, которые еще могут похвастать наличием автомобилей, охотнее шли на уступки в цене, чтобы стимулировать замерший покупательский спрос. Также на снижение суммы среднего чека по автокредитам оказали влияние более взвешенная лимитная политика банков и сдвиг выдач в сторону АСП.

— Что станет со ставками по автокредитам?

— Кредитные ставки будут снижаться на фоне дальнейшего смягчения денежно-кредитной политики ЦБ. За прошедшие 4 месяца Банк в России 4 раза снижал ключевую ставку, сейчас она составляет 9,5%. На этом фоне розничные банки корректируют ставки по автокредитам. «Открытие Авто» также уже несколько раз за последний месяц снижал ставки на покупку авто, сейчас в банке можно оформить автокредит по ставке от 9,5% годовых в рублях.

— Каких изменений в ассортименте ждать тольяттинским автолюбителям в июле?

— Сотрудничество с Россией приостановило большинство зарубежных автоконцернов: июль будет пятым месяцем подряд, когда остановлены поставки как готовой продукции, так и комплектующих. Ожидалось, что остроту дефицита немного смягчит схема параллельного импорта. Однако пока ее практикуют частные лица, а не дистрибьюторы. И пока не ясно, будут ли поставки достаточными по объему, чтобы заместить ушедшие бренды. Кроме этого, есть и неразрешенные проблемы «параллельного» импорта.

Дело в том, что в нынешнюю редакцию закона о таком ввозе товаров не включен пункт о том, что в ЭПТС не требуется согласие правообладателя. И даже если этот нюанс смогут вскоре поправить в нужном авторитейлерам русле, каналов поставки машин осталось немного уже сейчас. Например, немало физлиц из Казахстана и Киргизии, которые помогают с завозом машин из этих стран, уже обеспечили себе контракты чуть ли не до конца текущего года. Кроме того, с целым рядом производителей дилерам порой «вручную» приходится договариваться о продлении ОТТС. Без этого машины в нашей стране законно тоже не продать. Многие импортеры в «параллельном импорте», естественно, не заинтересованы, а значит, не будут тратиться на продление ОТТС.

Факторов, которые бы смогли повлиять на то, что в ближайшие месяцы будет продаваться больше автомобилей, чем июне, по-прежнему мало. Главный положительный момент — во второй половине года спрос в авторитейле обещает стимулировать правительство — на 20,7 миллиарда рублей. Деньги пойдут на льготные кредиты, лизинг, поддержку газомоторной техники и электромобилей. Это должно помочь продать порядка 80 тысяч автомобилей. Однако сколько-нибудь революционных мер на производствах пока не видно.

У российских производителей дела обстоят далеко не так хорошо, как могло бы быть на фоне отсутствия конкуренции со стороны Запада. Основной игрок нашего рынка — АвтоВАЗ — из всей широкой палитры модельного ряда продолжит пока отгружать дилерам лишь упрощенные модели Granta. Речь идет всего о нескольких тысячах машин, которые мгновенно поглощает дилерская сеть из почти трехсот салонов. В июле должны начаться поставки «оптимизированных» версий Niva Legend и Largus. Однако пока вопрос, насколько они будут масштабными. Старт производства обновленной Vesta перенесен на 2023 год.

Другой важный сегмент рынка (китайских производителей) также пока не показывает того роста, как ожидалось, хотя китайские производители планомерно наращивают свою долю. Из 12 официально представленных в России китайских марок относительно стабильными продажами автомобилей в дилерскую сеть отметились лишь Geely, Haval, Chery и Exeed. Проблемы с поставками периодически дают о себе знать.

В любом случае спрос в сегменте новых авто остается пока еще низким: ассортимент узкий, цены высокие, а реальные доходы россиян падают. На этом фоне российский автомобильный рынок полностью развернулся в сторону автомобилей с пробегом. Цены в этом сегменте уже вернулись к февральским, ликвидные предложения встречаются. При этом хорошие варианты сегодня можно приобрести как с рук, так и в автосалонах, шоу-румы которых вместе со спросом переориентируются на вторичный рынок. Данный сегмент на фоне стабилизации цен и всё более привлекательных ставок по автокредитам должен стать одним из драйвером роста авторынка в ближайшие месяцы.

Подписаться на новости

Все публикации     Следующая публикация »



 
Scroll to up