Сегодня 3 марта отмечаем 107 годовщину со дня рождения Виктора Николаевича Полякова (03.03.1915 - 01.06.2004), первого генерального директора ВАЗа, Героя Социалистического Труда, Почетного гражданина г. Тольятти, Почетного гражданина Самарской области.
С 1938 по 1946 год служил в армии. Участник Великой Отечественной войны.
В 1946 - 63 годах прошел путь от инженера-испытателя до директора Московского завода малолитражных автомобилей.
С 1963 - 65 годах - заместитель председателя, председатель Совета народного хозяйства Москвы.
1965 - 1975 - заместитель министра автомобильной промышленности СССР, генеральный директор Волжского автомобильного завода.
1975 - 1986 - министр автомобильной промышленности СССР.
1986 - 1992 год - эксперт центрального научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института.
1992 - 1993 - начальник консультационного отдела – заместитель руководителя Московской дирекции ОАО «АВТОВАЗ».
1993 - 1999 - начальник консультационного отдела, начальник консультационно-экспертного от дела представительства ОАО «АВТОВАЗ» в г. Москве
1999 - 2004 - директор аналитического центра ОАО «АВТОВАЗ»
Слева направо: Виктор Николаевич Поляков - зам.министра - ген. директор ВАЗа,
Косыгин Алексей Николаевич - председатель Совета Министров СССР, 16.12.1971 год.
«Виктор Николаевич Поляков был одним из команды опытнейших руководителей Страны Советов, среди которых - председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, его заместитель В. Н. Новиков, министр автомобильной промышленности А. М. Тарасов. Не будет преувеличением сказать, что в масштабах нашей страны Поляков сыграл ту же роль, что в Америке - Форд, которого называли спасителем США.
Изначально директором ВАЗа намечалось назначить другого руководителя. Виктор Николаевич, работавший тогда заместителем министра автомобильной промышленности, сам попросил, чтобы ему доверили строительство.
17 августа 1966 года для 51-летнего Полякова началась эпопея Волжского автомобильного. И он с честью выдержал это тяжелейшее испытание - как для специалиста, так и для человека.
Под руководством Полякова был успешно осуществлен сложнейший проект 20 века - «СССР-Италия», а конкретно - «ВАЗ-ФИАТ». В его успех на Западе никто не верил. Зарубежные газеты писали, что это фантазия, а не завод. Но Виктор Николаевич сумел не только организовать строительство гигантского предприятия, принесшего стране громадные прибыли, но и сделал все, чтобы многие отрасли промышленности нашей страны смогли подняться на новый технический уровень, изготавливая материалы и комплектующие для ВАЗа.»
Одна из заслуг Виктора Николаевича Полякова в том, что он сумел воспитать целую плеяду талантливых руководителей, благодаря которым АВТОВАЗ выжил в самые трудные годы новой России.
Поляков был блестящим стратегом и тактиком, руководителем дальновидным, упорным, последовательным, требовательным и в то же время очень заботливым. Не случайно на ВАЗе его звали Папой...
(В.Н. Поляков глазами современников / ред.-сост. : Шаврин А. - 2-е изд., доп. - Тольятти : ОАО "АВТОВАЗ", 2004. - С. 19)
В 1975 году Виктор Николаевич был назначен министром автомобильной промышленности СССР. Период его работы во главе автопрома - пик развития советского автомобилестроения. За одиннадцать лет Советский Союз прочно обосновался на шестом месте в мире по производству легковых автомобилей (после США, Японии, ФРГ, Франции и Италии). Объем ежегодного выпуска легковушек стабильно стал составлять порядка 1,3 миллионов штук. А общее количество транспорта , обновляющего автопарк страны, превысило 2 миллиона автомобилей. Последовательно развивались ВАЗ, КамАЗ, ЗИЛ, ГАЗ и другие автозаводы страны.
(КУДРИН К. Пять генеральных // Площадь Свободы. - 2001. - 28 март (N 55). - С.8-9.)
В 1992 году о просьбе руководства АО «АВТОВАЗ» Виктор Николаевич возглавил экспертную группу при генеральном директоре. Перед группой ставились такие задачи как: общее руководство разработкой совмещенного технико-экономического расчета по всем проектам технического развития АО, эффективное направление финансовых ресурсов для обеспечения планов технического развития, выработка предложений по изменению организационных структур в связи с изменением задач по техническому развитию АО…
Под непосредственным руководством В. Н. Полякова на заводе были приняты такие основополагающие программы и, соответственно изданы приказы, как «О техническом перевооружении завода в связи с подготовкой производства нового семейства автомобилей ВАЗ – 1118 «Калина», «О дополнительных мерах по обеспечению конкурентоспособности автомобилей «ВАЗ» в рыночных условиях».
(РЫЖКОВ П. П. В.Н. Поляков: "Вы молоды, это такое счастье!" // Волжский автостроитель. - 2007. - 03 март (N 38). - С. 4.).
(из выступления В.Н. Полякова на встрече, посвященной его 80-летию в интерклубе ВА За, 10 марта 1995 г.)
vazbook.libavtograd.ruВ. Н. Поляков награжден четырьмя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. Фронтовые заслуги отмечены орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени.
« Предыдущая публикация Все публикации Следующая публикация »
Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!