Российский авторынок. Что происходит?

Российский авторынок. Что происходит? 26.12.2014

16 декабря 2014 года войдет в российскую историю, как «чёрный вторник». Именно в этот день рухнул российский рынок акций, за один доллар давали свыше 80 руб., а один евро стоил более 100 рублей. На момент выхода этого материала рубль немного стабилизировался (надолго ли?), а вот разброд и шатания в бизнесе, в том числе автомобильном, остались. Рынок до 16 декабря и после – две большие разницы.

До 16 декабря

Нынешний, 2014 год, вообще выдался для российского авторынка непростым. Продажи новых автомобилей месяц за месяцем снижались, лишь в ноябре падение заметно затормозилось. Последний осенний месяц удивил экспертов – в России было реализовано 229 439 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что всего на 1,1% меньше аналогичного периода прошлого года. Всего же по итогам 11 месяцев 2014 г. в России продана 2 220 751 машина (-11,6%), подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса.

Продажи оживили и давшая наконец-то неплохие результаты программа обновления автопарка (скидки по утилизации и Trade-in), и информация о том, что дилеры существенно повысят цены с начала 2015 года из-за слабого рубля. Как мы увидим чуть ниже по тексту, существенное подорожание следующего года дожидаться не стало…

Участниками госпрограммы стало большинство автокомпаний. Конечно, лидером оказался АВТОВАЗ. Особенно отличился в ходе так называемой «первой волны» седан Granta (почти все комплектации модели были распроданы, у дилеров создалась немалая очередь на автомобили), производителю даже пришлось убрать четырехдверную «Гранту» из списка участников. Потом «Гранту» в «утилизационный» список вернули.

Что же касается поддержки авторынка государством, то программу обновления автопарка продлили на 2015 год: премьер-министр РФ Дмитрий Медведев пообещал выделить на нее 10 миллиардов рублей. Кроме того, правительство намерено продолжить субсидировать компании, имеющие локальное производство. Рассматривают власти и возвращение льготного автокредитования, а также возможность использования материнского капитала при покупке нового авто. Несомненно, это позитивные новости. Но на этом позитив и закончился, наступил «черный вторник»…

После 16 декабря

Когда рубль рухнул, на авторынке постепенно, день за днем, нарастала паника. Народ с утроенной силой кинулся покупать автомобили. Сметали все, что было в салонах, такого ажиотажа дилеры еще не видели… В некоторых дилерских центрах даже наблюдались драки за последние имеющиеся машины. Затем автопроизводители, ранее уже начавшие повышать цены на модели, стали ориентироваться на актуальный курс валют и ценники вывешивать, соответственно, актуальные. Причем ценники повысились в разы. Например, Uz-Daewoo повысила стоимость всех комплектаций Nexia, Matiz и Gentra на 30%, что привело к подорожанию в среднем на 100 000 рублей. О новых прайс-листах заявили почти все марки, пока держатся лишь АВТОВАЗ да GM-AVTOVAZ –цены на LADA и NIVA официально заморожены до конца этого года. А неофициально – в Тольятти «серые» дилеры продают некоторые «Лады» по завышенным ценам. Разница с рекомендованным производителем прайс-листом доходит до 50 тысяч рублей и выше (в зависимости от модели и комплектации).

Китайские бренды, славящиеся прежде низкими ценами при богатом оснащении автомобилей, кажется, скоро могут потерять часть покупателей. Некоторые «китайцы» и вовсе могут покинуть Россию – марка JAC, чтобы не прогадать на разнице курса валют, перевела цены кроссовера S5 в условные единицы, что сделало автомобиль дороже его более именитых конкурентов.

После того, как доллар и евро в очередной раз обновили свои исторические максимумы, некоторые дилеры заявили о том, что на время останавливают продажи иномарок. Есть автопроизводители, которые вообще прекратили отгружать машины в Россию. Среди таких Audi, Cadillac, Chevrolet, Opel и Land Rover.

По причине корректировки предложения часть российских заводов, занимающихся выпуском иномарок в России, временно остановили свои конвейеры: калужское предприятие «ПСМА Рус» (собирает Peugeot, Citroen и Mitsubishi), московский завод Renault, завод Volkswagen в Калуге. Правда, тут стоит уточнить – компании называют остановку производства плановой, это традиционные новогодние каникулы, которые просто начались раньше обычного.

Ажиотажный спрос российских автомобилистов вкупе с «паузой» автопроизводителей привели к дефициту машин на российском рынке. По данным экспертов, сейчас в стране нельзя купить Audi A3 и A4, Toyota Camry и RAV4, Lexus NX, Jeep Grand Cherokee, Volkswagen Tiguan, Nissan Qashqai, Mazda CX-5, SKODA Octavia. Также россиян почти лишили популярного Hyundai Solaris и нескольких моделей KIA, в их числе Sportage, cee'd, Rio. Чтобы эти автомобили появились на рынке вновь, необходимо дождаться наступления 2015 года, однако очевидно, что вместе с новыми поставками появятся и «свежие» цены.

С 2015 года из-за обвала рубля вырастет не только стоимость машин, но и комплектующих, и сервиса. Так, на 10-30% процентов подорожают шины. Причем российские покрышки, а также продукция иностранных брендов, производимая на территории РФ, станет дороже на 10-15%, а импортируемые автомобильные шины могут подскочить в цене и на треть.

Из первых уст

«АвтоСреда» попросила прокомментировать нынешнюю ситуацию представителей нескольких автосалонов разных марок в Тольятти. Увы, нам ответили лишь трое.

Вопросы, которые мы задали: «Вы подняли цены на автомобили?», «Остались ли сейчас в вашем салоне автомобили в свободной продаже?», «Как скажется обвал рубля на автобизнес?».

Дилер LADA: «Цены на автомобили мы не поднимали, в свободной продаже остались 2 модели, 4 машины. Ожидаем увеличения отпускных и розничных цен. В 2015 динамика продаж будет развиваться по синусоиде: бум 2 месяца, спад/подъем и так далее».

Дилер KIA: «Информация меняется так быстро и все так непредсказуемо, что мы не можем делать никаких заявлений».

Дилер Ford: «Меняли в соответствии с политикой производителя. Автомобили есть и будут в январе и далее. Однозначно в 2015 г. рынок просто станет другим. Локальная сборка и максимальная локализация производства компонентов – ключ к успеху на этом новом рынке. Новые цены и кредитные ставки утянут объем продаж вниз».

Александр Пименов

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  


Комментарии


Комментарии с ненормативной лексикой, оскорблениями автора и других участников обсуждения будут удалены!


 
Текст сообщения*
 
Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  

 
Scroll to up