Машина как инвестиция. Купить автомобиль сейчас или подождать?

Машина как инвестиция. Купить автомобиль сейчас или подождать? 06.05.2022

Покупка машины - это инвестиция? Цены растут быстрее процентов вкладов? Прекратится ли рост цен? Сегодняшнюю ситуацию на автомобильном рынке комментирует агентству "АвтоСреда" эксперт «Открытие Авто» Сергей Власов.   

Стоит ли рассматривать машину как инвестицию

Цены на новые и подержанные автомобили в России растут второй год подряд. На динамику влияют нестабильность курсов валют и дефицит предложения на рынке. Из-за темпов подорожания машин восприятие покупателей меняется: автомобиль перестает быть просто средством передвижения или статусной покупкой, превращаясь в способ сохранить рублевые сбережения. Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса в группе банка «Открытие») проанализировали, насколько актуально сейчас рассматривать машину как инвестицию.

Цены на автомобили растут в разы быстрее процентов по вкладам

В прошлом году, по данным «Открытие Авто», рост цен на топ-20 наиболее популярных моделей авто с пробегом за год составил 23-46%, а на новых авто – 13-27%.

Для сравнения, по данным профильного аналитического агентства «Автостат», только за март 2022 года на новые автомобили в России увеличились в среднем на 35-45% по сравнению с февралем. Сильнее всего, до 60%, выросли ценники премиальных брендов, перспективы возобновления поставок которых в Россию до сих пор непонятны. На рынке с пробегом цены в марте также поднялись в среднем на 20%, а за последний квартал, по данным Открытие Авто, рост цен в сегменте АСП на наиболее востребованные модели составил от 20 до 50%.

В апреле мы наблюдаем уже снижение динамики роста цен на новые авто на фоне стабилизации рубля, но рост цен никуда не денется на фоне все того же дефицита машин.

Действующие ставки по банковским вкладам обеспечивают гораздо меньший прирост доходности, если сравнивать его с увеличением стоимости автомобиля. В начале апреля можно было открыть вклад по ставке до 17% годовых в рублях, а рублевые накопительные счета, средства с которых доступны для пользователя в любое время – по ставке до 21–22% годовых. На последнем заседании ЦБ ставка была снижена до 14%, а это значит, что нас ждет новый виток снижения ставок по сберегательным продуктам. Популярные в 2021 году инвестиционные банковские продукты в связи с нестабильностью на фондовых рынках и ограничениями на сделки теряют свою актуальность. На этом фоне инвестиционная покупка автомобиля, в том числе в кредит, выглядит вполне выгодным вложением.

Владение машиной создает риски появления серьезных издержек

Решение об инвестировании в покупку автомобиля требует взвешенного подхода. Не стоит забывать о разнице между тем, насколько вырастет цена на автомобиль, и суммой трат на него. В конечную цену перепродажи последние вряд ли удастся включить. Существуют постоянные расходы, которые ложатся на автовладельца независимо от интенсивности использования авто: это страховка и транспортный налог. Чем дороже и мощнее машина, тем они выше. Даже если машина не будет активно эксплуатироваться, ей так или иначе потребуется регламентное обслуживание, цены на которое выросли вместе с ценами на запчасти. Если же у «инвестиционного» автомобиля будет существенный пробег, то амортизационные издержки могут полностью нивелировать его подорожание. Существенная поломка или ДТП по вине водителя не только сведут доходность к нулю, но и приведут к новым тратам.

В худшем случае свежекупленный автомобиль могут угнать. Страховые компании и автоэксперты указывают на то, что статистика угонов в стране в последний месяц ползет вверх из-за спроса на запчасти. Для сравнения - банковские счета на сумму до 1,4 млн руб. полностью застрахованы государством.

Рост цен на новые автомобили не прекратится

По оценке «Открытие Авто», в ближайшие месяцы рост цен на новые автомобили в России не прекратится. Этому препятствует дефицит машин — их в принципе не хватает, и спрос все равно будет превышать предложение.

В марте дилеры, даже имея складские остатки по многим маркам, были не готовы продавать машины, так как не понимали, когда будут следующие поставки от автопроизводителей. Автомобили европейских, японских и корейских брендов попросту стояли в шоу-румах с заградительными наценками от 30% до 70% от рекомендованной розничной цены. Подорожали даже китайские автомобили, хотя их производители стабильно сообщали, что продолжают работать на российском авторынке в штатном режиме. Дело в том, что новые партии чайна-каров дилеры заказали в момент ажиотажа и подскочившего курса юаня. То есть продающиеся сегодня в шоу-румах китайские машины по ценникам в 1,5-2 раза выше тех, что были в начале марта.

В апреле на фоне стабилизации курса рубля динамика рост цен на новые авто замедлилась, но дефицит никуда не делся, а значит, цены продолжат свой рост. Что будет с ценами на новые авто дальше, зависит от многих факторов. Во-первых, это возможность возврата или продолжение бойкотирования российского авторынка рядом международных автоконцернов. Во-вторых, сроки решения проблемы с логистикой и комплектующими для российского автопрома. В-третьих, сроки восстановления покупательского спроса, который просел на фоне роста цен и ставок по автокредитам. От баланса в решении этих трех основных вопросов и зависит, какими будут цены на новые автомобили в ближайшие месяцы.

Предположительно, дилеры и оставшиеся поставщики оценят перспективы логистики, проведут ревизию цен на фоне укрепившегося рубля и снизившихся ставок по автокредитам, и попробуют составить новые планы продаж в текущих условиях.

Подержанные автомобили дешевеют

При этом радует корректировка цен в сторону снижения на автомобили с пробегом, которая за первые недели апреля уже составила в районе 10-12 процентов: космические цены уходят, а продавцы трезво оценивают свои возможности на фоне снизившегося спроса.

В перспективе месяца-двух эта тенденция продолжится. Машины с пробегом «перегреты» в цене из-за общей неясности перспектив развития авторынка – продавцы закладывали в цену подстраховочную надбавку примерно в 10% стоимости, чтобы «не прогадать». Как раз эта часть ценника и уходит: предложение будет расти, так как владельцы б/у машин, убравшие объявления, снова их размещают, а спрос ослабел.

Однако к прайс-листам образца «до 24 февраля» вторичный рынок, к сожалению, уже не вернется. По данным «Открытие Авто», средний ценник подержанных машин в массовом сегменте в России приближается к 1,5 млн руб., тогда как несколько лет назад он находился на уровне 350-400 тыс. руб. Сейчас большинство ходовых на вторичном рынке моделей, после трех лет владения стоят в среднем дороже, чем когда продавались новыми.

Машину в новых условиях стоит покупать как средство передвижения, но не как вложение

В итоге, если рассматривать покупку нового автомобиля, в том числе в кредит, как приобретение необходимого средства передвижения, то откладывать сделку при наличии финансовой возможности не стоит — цены в ближайшей перспективе ниже не станут. В долгосрочной перспективе при стабилизации геополитической обстановки цены могут откатиться, но снижение произойдет от будущего ценника. Покупка автомобиля по необходимости позволит защитить деньги от стремительного обесценивания, закрепив их стоимостью нового авто в будущем. 

Если речь идет о покупке машины на вторичном рынке, то можно немного подождать, пока выставленные продавцами на фоне панических настроений ценники вернутся в рыночные границы.

Покупать машину в кредит сейчас или подождать? 

Вооружитесь калькулятором и просчитайте свои возможности, если планируете покупку в кредит. Важно, чтобы ежемесячный платеж был подъемным, а переплата по процентам не свела к нулю выгоду от зафиксированной цены.

С другой стороны, сейчас цены продолжают расти, а ставки по автокредитам снижаются на фоне корректировки ключевой ставки. Так что переплата по процентам снижается, и в будущем ее вполне можно будет нивелировать за счет разницы между ценой автомобиля сейчас и к концу кредитного договора.

И наконец, если приобретение автомобиля планируется как вложение в связи с растущей инфляцией, а реальной необходимости в машине нет, то лучше рассмотреть более традиционные варианты инвестирования и сбережения. Исключением станет лишь покупка редкого премиального автомобиля не младше 30-40 лет в отличном состоянии и с оригинальными комплектующими — такие коллекционные лоты по-прежнему стабильно растут в цене и хорошо продаются, в том числе за границу за валюту.

---------------------------

Подпишитесь на российские АВТОновости:
https://zen.yandex.ru/avtosreda.ru
https://vk.com/club_avtosreda
https://t.me/ABTOCPEDA
Подробнее на сайте https://avtosreda.ru/

Подписаться на новости

« Предыдущая публикация     Все публикации     Следующая публикация »



Прайсы от автосалонов принимаем на почту spravka.avto@yandex.ru в любое время
или по т. +7 9276 964 764 (с 9:00 до 12:00 время мск) по будням.  

 
Scroll to up